Для успешного развития рынка франчайзинга покупателям франшиз предстоит пересмотреть свое отношение к бизнесу, а регулятору, возможно, и место франшизы в законодательстве.
Рынок продавца
Прошлый год для российского франчайзинга был успешным, несмотря нанекоторое количество громких уходов, когда франчайзеры забирали франшизы срынка, втом числе надоработку. Сектор, поданным портала Franshiza.ru, показал уверенный рост: предложение франшиз увеличилось на16%, аспрос вырос на10%. Для сравнения: мировой рынок франчайзинга растет неболее чем на2% вгод. При этом унас преимущество настороне покупателя, говорят вFranshiza.ru: «Франчайзеры борются забудущих партнеров— снижают роялти ипаушальный взнос, вводят новые форматы игарантии».
Покупатели франшиз отмечают лояльность владельцев брендов ксвоим партнерам. Франчайзи «Сырной лавки» вНижнем Новгороде Павел Поляков рассказывает, что сосвоим франчайзером общается практически через день: «Какие-то товары мыполучаем соскидкой, после открытия третьего магазина бесплатно дали варенду витрины». Неограничивают, пословам Павла Полякова, его ив продаже сыров других производителей.
Компании нетолько ищут для партнеров локации, готовят бизнес-кейсы, нои составляют прогноз повыручке, совсеми возможными потерями первых месяцев, делится опытом руководитель отдела франчайзинга сети кофеен Cofix Алексей Лоборев. Аот франчайзи, говоритон, ждут, всвою очередь, активной работы попродвижению новых заведений: «Нам нужны неинвесторы, апартнеры, которые будут погружаться вовсе процессы».
Действительно, франшизу вРоссии часто ошибочно воспринимают как способ получить легкие деньги, говорит руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская: «Многие приходят вофранчайзинг сощущением, что тут надо меньше работать. Ивот тут начинаются проблемы». Понимание того, что франчайзи непассивный инвестор, аруководитель бизнеса, вкоторый нужно полностью погружаться, особенно актуально помере активного развития франчайзинга врегионах.
Вышли внарод
Рынок крупных городов стал слишком конкурентным, новичкам сложно найти здесь свою нишу, итрендом 2019 года стал выход нафедеральный рынок региональных франшиз ирастущий интерес федеральных изарубежных франчайзеров кмалым городам снаселением менее 300тыс. человек, отмечает генеральный директор EMTG, основатель международной выставки франшиз Buybrand Екатерина Сойак. Она считает, что региональный рынок относительно свободен иготов кпоявлению новых услуг иразвитию новых концепций, атренд сохранится ив 2020-м.
Некоторые компании разрабатывают отдельные форматы франшиз для моногородов, говорит Анна Рождественская: «Это специальные форматы суменьшением паушального взноса иплощади заведения». Поее словам, сегодня внебольшие города активно входят медицинские лаборатории, детские образовательные центры идругие виды бизнеса. Развитие бизнеса пофраншизе— спасение для предпринимателей врегионах, говорит доцент кафедры бизнеса иуправленческой стратегии ИБДА РАНХиГС Эмиль Мартиросян.
Ниши для тиражирования
Малый бизнес стал активно пользоваться инструментами франчайзинга, отмечает Эмиль Мартиросян: «Изначально франчайзинг вРоссии был рынком больших компаний синвестициями от50 млнруб. Сегодня, когда размеры первоначальных инвестиций снизились до2–3 млнруб., 60% рынка занял малый исредний бизнес». Одной изменее ресурсоемких сфер, вчастности, является сфера услуг— инвестиции здесь начинаются от1,5–2 млнруб.
Предложение франшиз для рынка услуг— всегменте детского образования, красоты испорта— достигает 43%. Для сравнения: полтора года назад насферу услуг приходилось только 35% франшиз.
Раньше сфера услуг, где нет поставок продукции, была менее защищена отплагиата, считает Анна Рождественская: «После обучения ипередачи технологий происходили выходы изсети. Сегодня сервисные франшизы имеют больше инструментов удержания партнеров, впервую очередь через программное обеспечение, общие кол-центры иклиентские базы».
Российский рынок будет следовать мировым трендам, говорит Екатерина Сойак: «За рубежом популярность набирают франшизы поуходу запожилыми людьми. Унас этому тренду только предстоит набрать обороты— всвязи сповышением пенсионного возраста ирастущим спросом наулучшение качества жизни пенсионеров». При этом посравнению сразвитым западным франчайзинга уроссийского сегодня гораздо больше незакрытых ниш ивозможностей для роста.
Подпитка для производителей
Надолю сектора розничной торговли вцелом приходится 22% рынка франчайзинга, загод онпотерял больше 10%. Специалисты говорят окризисе вотрасли: потребители сокращают свои расходы ичаще заказывают товары винтернете.
Однако продуктовый ретейл— один изсамых быстрорастущих. Задва последних года объем этого сегмента, поданным Анны Рождественской, вырос с4 до7%. Поее словам, даже маленькие региональные компании выходят наэтот рынок: «Для производителей хлебной, молочной, сырной продукции франчайзинг— важный инструмент развития».
Открытие точек сбыта пофраншизе позволяет производителям представить продукцию вмаксимально полном ассортименте, вотличие отсетевых магазинов, которые берут ограниченное количество наименований, отмечает руководитель отдела развития франчайзинговой сети магазинов «Сырная лавка» Анастасия Порошина. Собственная сбытовая сеть, включая магазины пофраншизе, поее словам, еще идает возможность напрямую общаться спотребителем итестировать новые продукты.
Планы набудущее
Анна Рождественская говорит, что от2020 года ожидает более качественного роста рынка. Участники рынка ждут закрепления основных трендов.
Эмиль Мартиросян, вчастности, связывает дальнейшее развитие рынка сзакреплением назаконодательном уровне понятий франчайзинга. «Единственный юридический аналог, который унас есть,— это договор коммерческой концессии.Но, сучетом объема рынка франчайзинга, этого уже недостаточно». Изменения законодательного статуса франшизы, поего мнению, поможет предпринимателям получить налоговые льготы. «Это мировая практика. Любой франчайзи вмире получает налоговый дисконт 20–25% поналогу наприбыль. Следующим шагом должна стать законодательная поддержка этого рынка»,— считает эксперт.
Тем более что вгосударственной стратегии развития малого исреднего предпринимательства вРФ напериод до2030 года ив нацпроекте «Малое исреднее предпринимательство иподдержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусмотрено развитие франчайзинга как меры поддержки предпринимательской инициативы.
Сегодня, несмотря нато, что слово «франчайзинг» прочно вошло вроссийский бизнес-лексикон, взаконодательстве оно действительно досих пор непрописано, существуя направах сленга.
Впрочем, генеральный директора EMTG Екатерина Сойак полагает, что отрасль регулируется темиже законами, которые действуют вотношении любого другого бизнеса. Пока, поее мнению, этого достаточно для контроля инадзора.
Автор:
Мария Зайцева.